
Исследовательская группа, возглавляемая Вильямом Т. Гриноу из Иллинойского университета в Урбана-Шампейн выращивала крыс в различных условиях. Было три варианта условий, в которых они содержались: по одной в клетке, по двое в клетке и в большой клетке с игровой площадкой, где находилось много молодых крыс и различных игрушек.
«Диснейленд для крыс», — пошутил доктор Гриноу по поводу третьего варианта. Цель проводимого опыта состояла в следующем: сравнить, как развиваются клетки мозга в зависимости от условий содержания животных. То, что он увидел, поразило его. Во время всего лишь четырехдневного пребывания крыс в этом «Диснейленде» в их мозге начался бурный процесс. Плотность синапсов и длина дендритов увеличивалась с большой скоростью, животные в стимулирующей обстановке приобретали большее количество связей, приходящихся на одну нервную клетку, — больше синапсов, — и множество дендритов. У них в мозге образовывались новые кровеносные сосуды, следовательно, в мозг поступало большее количество крови и кислорода, так необходимых ему для питания ставших более активными клеток. Тела нейронов увеличивались..
Доктор Гриноу проводил крыс по лабиринтам, ставил перед ними разные другие задачи, и они успешно решали их.
У старых крыс, помещенных в эту «крысиную страну чудес», также образовывались новые связи между клетками мозга. А у тех, что остались томиться в замкнутом пространстве и унылой среде, их образовывалось значительно меньше; к тому же новые связи у старых крыс вырастали медленнее, чем у молодых.
Доктор Гриноу делает вывод, что образ жизни стимулирующих мозговую деятельность крыс включает гены в их нервных клетках, и образуемые протеины способствуют новому росту дендритов и синапсов.
А вот какие исследования были проведены в Калифорнии в Институте биологических исследований в Ла-Джолле ученым-неврологом Фред Гейджем. Брали только что родившихся крыс и одних помещали в обычные лабораторные клетки, а других — в более сложную среду с трубками для лазания и вращающимися колесами и новой едой, создав им все условия для общения друг с другом. Два месяца спустя всю «крысиную молодёжь» обследовали, чтобы определить, как образовывались новые клетки мозга у каждой их групп. У крыс, находившихся в обычных клетках, было по 270 тысяч нейронов на каждом полушарии гиппокампа, а у крыс, содержавшихся в условиях игр и развлечений, на каждом полушарии их гиппокампа клеток мозга было на 50 тысяч больше. Таким образом, стимулирующее влияние окружающей среды добавляет почти 20% клеток мозга, стратегически размещая их в центре памяти и обучения!
Другие тесты, проводимые над мышами в стимулирующей их среде, показали такое же поразительное увеличение количества нейронов и дендритов. Более того, мыши, которые находились в стимулирующей среде, были сообразительнее, при прохождении тестов на память и обучаемость в лабиринтах показывали результаты более высокие, чем мыши, находившиеся в спартанской обстановке. Ученые объясняют, что в мозге животных после их рождения обычно образуется какая-то часть нейронов, т. е. клеток мозга, которые быстро погибают. У пребывающих в стимулирующей их среде животных вновь образуемые нейроны таинственным образом выживают, повышая их интеллект. Дженис Джураска, невролог из Иллинойского университета, называет такие эксперименты «уникальной демонстрацией силы влияния окружающей среды на формирование мозга». Этот факт для людей молодого возраста имеет огромное значение.
Отсюда
Комментариев нет:
Отправить комментарий