Современное состояние социальных сетей как феномена.
Развитие социальных сетей постепенно достигает своего естественного пика, и даже вскоре может выйти на плато. Выход на плато определяется достижением порога технического обеспечения этих самых сетей. Так же как мы ограничены пределами чеоловеческой логики, програмные средства ограничены логикой существующих языков программирования, платформами операционных систем, и прочих условий функционирования созданных гением программистов продуктов.
Видимый прогресс в создании новых аппаратных средств (новых телефонов, комьютеров и планшетов) не предъявляет пользователю существенных прорывов и критических обновлений. Весь прогресс для рядового покупателя сводится к увеличению количества ядер в процессорах, переменной величины экранов, и попеременного наличия или отсутствия физической клавиатуры. Да, кстати, почему то изготовители не торопятся улучшать показатели источников питания. Батарейка до сих пор раьботает часов шесть максимум, зараза! Казалось бы, самое желанное улучшение в наших устройствах, подозрительно остается без внимания производителей. Но это попахивает теориями заговоров, и достойно отдельного рассмотрения.
Поэтмоу возвращаемся к нашим баранам. Баранам в социальных сетях. Итак, мы имеем социальные сети, как феномен, и энтузиастов, пытающихся загнать использование социальных сетей как феномена в рамки существующих аппаратных средств. Так как аппаратные средства топчутся на месте, то развитие и приложение социальных сетей находится в жестких ограничениях и выражается в «прикручивании» к уже созданным программам и незанятым областям человеческого бытия в виртуальном пространстве (чтение, просммотр видео и тд).
Направление развития социальных сетей и их роль в реальности
Стагнация в эволюции социальных сетей (СС) не мешает им оказывать негативное свое влияние на жизнь людей по всему миру. Потребитель с момента создания СС расматривал их как инструмент объединения, общения и дружбы. Но не все так просто. Да, изначально так и было. Мы, как первые пользователи, именно так их и использовали. И даже используем до сих пор. Но нас меньшинство. Приложение СС как средства объединения людей занимает все меньший сегмент в спектре возможных других.
К тому же, появилось поколение людей, которые выросли в контексте потребления существующих СС как явления. И если мы, бронтозавры интернета, все еще можем рассуждать с позиции до и после, то новое поколение даже не может себе представить, как это было до. Для молодого поколения нет возможности узнать, что было когда СС не было. Это касается активных пользователей СС, независимо от возраста. Хотя, молодое поколение, которое истинно молодо биологически, все же больше подвержено влиянию СС, нежели более старшее, но просто открывшее себе интернет (с уже существующими СС) только пару лет назад.
Итак, СС прочно овладело умами и душами. Плавно из инструмента для поддержания связи между людьми, СС превратились в инструмент разъединения. Более того, СС взяли на себя роль абсолютной замены реальности. Даже термин появился «друзья из фейсбука»- это люди, которых человек в глаза не видел, добавил в друзья, просто увидев где то их реплику, или имея общего друга (который зачастую является таким же «другом из фейсбука», просто первого порядка). Люди, использующие СС для общения добровольно (но не сознательно) отказываются от реального общения с реальными людьми и друзьями.
И было бы ошибкой думать, что СС используются для обмена информацией, договорах о встречах, и дружбы, хотя на первый взгляд, именно для этого они и существуют. Но это не так. СС являются инструментом активного разъединения людей. Общение реальное сознательно заменяется на более быстрое, удобное и простое общение виртуальное. Но на поверхности все представлятся с точностью до наоборот. СС являются иезуитским инструментом разрушения социализации. Парадоксальность этого утверждения является таковой лишь на первый взгляд. Когда вы в последний раз писали бумажное письмо? Или записку в букет роз? Конечно, я не нападаю на электронную почту. Я говорю о нормальной вербальной социализции.
Многие уже забыли, как держать ручку для письма в своей руке. Гораздо проще отправить сообщение в фейсбуке, благо он у всех под рукой, даже в телефоне. И посему люди сидят в СС круглые сутки, с надобностью и без, и непрестанно обновляют статусы и проверяют активность своих знакомых. Мало того, одна форма виртуальной социализации (более виртуальная), заменила другую форму виртуальной социализации – телефон. Прогресс не стоит на месте, и телефон постепенно превращается в рудимент, типа шариковой ручки. Телефон, что бы звонить, медленно превращается в телефон, чтобы пополнять ряды солдатов СС.
Второе, и более важное. СС, а также младший их брат, Гугл, неприкрыто манипулируют пользователями. По сути, СС сродни наркоманической зависимости. И первым этапом было эту зависимость установить и поддержать. Что было успешно осуществлено в период с 2001 до 2010 года примерно. Теперь, когда массы людей не только пользуются услугами СС, но и преданно посажены на ее «иглу», и жизни себе не представляют без наличия СС, в дело вступает элемент манипуляции. И это самое интересное в моем понимании. Теперь под видом социализации можно навязывать мнения, продукты и мысли всем зависимым членам этих сообществ.
С помомощью контекстных предложений, трендов, и просто отдельных «вбросов» необходимого содержимого (контента). Что я имею ввиду. Кто может с точностью сказать, как формируются модные и трендовые вещи в СС? По версии СС это «понравилось другу», «читает друг», «смотрит друг» и тд. Какой друг? Дайте мне его имя!! Да и потом- даже если имя конкретного друга в фейсбуке и будет предоставлено, сложно поверить, что какое то число пользователей вдруг свяжется с этим человеком по «человеческому» каналу общения (встреча, телефон, телеграф) и уточнит, читал ли он, понравилось ли ему, и смотрел ли он это на самом деле. Да и зачем.
Удобно поверить фейсбуку. Ведь он же хороший. Он создан для нас и одним из нас (об этом больном вопросе я предпочту не рассуждать, ибо не место). Сдается мне, что может быть даже и было так, что друг читал-смотрел-нравился на начальных этапах, когда снежная лавина пользования СС была еще розовым зародышем, и проверить подлинность трендов у друзей было еще вероятно. Создатели СС в засаде ждали- произойдет это или нет. Но, с нарастанием массы, страх прошел, и в игру вступило наглая и напористая и неприкрытая ложь. Теперь, если пользователь СС оказывается на страницах не принадлежащих этим сетям, он все равно получает рекомендации, ничем не подкрепленных «друзей». И дело даже не в факте подлога. Это скорее инструмент.
Суть явления в использовании доверия потребителя для насаждения общественного мнения и морали. Итак, СС показывают свое истинное лицо: это инструмент подавления индивидуальности и отличного от других мнения. СС это способ унификации и обезличивания масс людей. А так же одновременное и единовременное вкладывание в умы сотен и тысяч людей выгодной на данный момент информации. Будь то вещь, которую нужно продать, бунт, который нужно организовать, или личность, которую нужно осудить. Игры в кубики закончились пару лет назад. Из инструмента развлечения СС превратились в интсрумент целенаправленного управления массами. И если ты один и не похож на других- твою страницу никто не посетит. Ты так и останешься в гордом одиночестве.
Но ведь люди существа социальные- и это лишь органично, тянуться к другим людям, даже ценой неосозноваемой потери своего «Я». Я уверен, что большинство пользователей СС не согласятся со мной в приступе священного гнева. Как так. Ведь наши кошечки такие милые, и игры в ферму такие занятные, и комментарии под фоточками такие веселые. Это лишь верхушка айсберга. Никто ваших кошечек у вас не заберет. Вашим сознанием управляют со знанием дела изощренные профессионалы. Смешно, но то, что объявляют (именно объявляют) модным и интересным в СС, на самом деле вам может быть и не интересно, но вы кликните, вы дадите ссылку и т.д., тем самым продолжив замкнутый круг. Это как письмо счастья. Только более технократичное.
А за кликами и репостами стоят статистика и холодных рассчет. Если не на сиюминутную выгоду (за баннерную рекламу), то на долгоиграющую – в виде продвижения удобного способа мышления, хобби и мировоззрения- на котором в итоге можно заработать еще больше, но позже. А люди за кулисами СС умеют ждать. И они же умеют выгодно продавать услуги такого мощного инструмента. И игра идет на огромные суммы. Потому что, если государство и не стояло у истоков создания этого явления (в чем я сильно сомневаюсь), то сейчас все чаще нанимает СС для удовлетворения своих потребностей- одна только арабская весна в фейсбуке чего стоит.
Де-анонимизация в сети
Потеря анонимности в интернете и в СС в частности это большой минус. Много копий сломано, много букв написано и много мнений высказанно. Я не считаю, что выдавая свой номер телефона, адрес или настоящее имя я автоматически попадаю в списки специальных служб. Но, как человек, проживший в западном мире длительное время, я не могу не отметить болезненное отношение аборигенов к конфиденциальности. Редко встретишь дом, в котором бы не было шреддера. Уничтожение документов, и просто листов бумаги с малейшим намеком на владельца, возведено в ранг священного действия и всячески поощряется институтами власти, финансов и проч. Все четко знают, что выбросить счет за телефон в мусор смерти подобно, ибо кругом враги и подсмотрят и найдут и снасильничают, а может даже и украдут чтонибудь ценное.
И вот в контексте такой стерильности и не оставлении следов, вдруг от них ожидают, что они станут направо и налево раздавать свои личные данные в интернете, славном своей ненадежностью и виртуальной преступностью. Это смешно, но почему то это работает! В силу своей врожденной непоследовательности, американцы совершенно нормально относятся к такому порядку вещей. Мне же, как человеку способному делать выводы и старающемуся вести жизнь в едином ключе, такое положение дел претит. Я считаю кофиденциальность своим правом и никому не хотел бы давать возможность быть частью моей судьбы без моего ведома. Как показывают последние события из мира криминала, фейсбук отдал полиции все личные переписки и активность в аккаунте преступника из крейгслиста, убившего проститку.
Конечно, я не собираюсь убивать проституток. Но. Прецедент не оставляет мне надежд на то, что при желании я окажусь на ладони у незнакомых мне официальных лиц. И речь идет даже не о полиции. Например, государственных мужей, вдруг захотевших мною поинтересоваться. Или коммерческих фирм, которые захотят мне что то продать. Или оказать услуги. Конечно,я всегда от этго могу отказаться, но я не люблю, когда тратят мое драгоценное время. А еще мне иногда так и хочется вдарить назойливым и лезущим в мою жизнь людям, сковородкой по лицу. Желательно, немытой сковородкой. Итак, я против де-анонимизации, и введение таковой предвижу как очередной шаг к использованию СС в маркетинговых и коммерческих целях, но более масштабных, чем простое предложение- скорее, в виде фонового насаждения желаний и чаяний с учетом деперсонализированных персональных особенностей. С братом-близнецом Гуглом.
(tbc)..
Эпилог
«Милая моя, солнышко лесное». В песне еще говорится, что каждая встреча обязательно ведет к расставанию. Но песня не говорит, что расставания ведут к неминуемым встречам. Демагогия, конечно, но из песни слова выкидывать не русское это дело!! Приходят в жизни моменты, когда хочется посмотреть на людей, которых ты знал, и поглазеть на их жизни. Это удобно делается с помощью социальных сетей. Люди без задней мысли выкладывают туда свою жизнь. И это хорошо. Мы не дремлем! Мы смотрим на вас с высоты. С высоты наших прожитых раздельно лет, с высоты угрюмых расстояний. Но мы наблюдаем за вами. Мы помним. И это гимн нам. Это наш гимн.
Как любят говорить немцы в русских современных сериалах: Нихт традицион медицин.
http://2b1b4u.livejournal.com/3000.html
Интересная статья. Спасибо!
ОтветитьУдалить